Загрузка...

четверг, 9 апреля 2009 г.

Стенограмма выступления Владимира Путина



- Мы сегодня будем говорить о проблемах социального, экономического развития России. Но все мы хорошо знаем, в какой ситуации находимся. Вся мировая экономика, а вместе с ней и российская, переживают, мягко говоря, нелегкие времена. Казалось бы, в такой ситуации представлять в парламенте результаты работы правительства не самое подходящее время и неподходящий момент, неблагодарное дело. Однако я действительно рад нашей сегодняшней встрече, и не только потому, что можно в абсолютно открытой, деловой атмосфере поговорить по проблемам страны и по решению вопросов ее развития. Но еще и потому, что сегодня мы с вами закладываем новую традицию – отчет правительства перед парламентом России. Это еще один шаг вперед по развитию нашей политической системы. И думаю, что это очень важно.
Хотел бы сразу сказать: правительство заинтересовано в том, чтобы его работа получила оценку законодателей – парламентских партий, представляющих интересы подавляющего большинства граждан России. Уважаемые коллеги, действующий кабинет сформирован почти год назад – в мае 2008 года. И в этом зале я изложил нашу программу. На ее базе были приняты концепции долгосрочного развития России до 2020 года, так называемая программа «2020», и план работы правительства до 2012 года. Признателен, что большинство из вас эти документы поддержали.

Определяя логику наших шагов, мы исходили из преемственности проводимой политики. Из основных положений Послания Президента прошлого года. И одновременно стремились сконцентрироваться на решении конкретных, наиболее востребованных задач. Придать больший динамизм преобразованиям, цель которых – обеспечить России лидирующие позиции по ключевым показателям социально-экономического развития и повышения качества жизни граждан страны. Конечно, сегодня нам приходится действовать в совершенно других условиях. В период глобального экономического кризиса. Но мы не считаем, и много раз уже говорил об этом, что должны отказаться от заявленной стратегии. Наш выбор – продолжить линию на переустройство, а фактически – на создание новой экономики. Поддержать и консолидировать все то, что составляет базу ее качественного роста. (Аплодисменты).

Вы знаете и вы сами бываете в регионах часто, видите, что и я езжу постоянно по стране, и очень часто задают вопрос: могла ли Россия остаться в стороне от кризиса или полностью избежать его негативных последствий? Ну конечно, нет. Это просто невозможно. Это иллюзия. Проблемы возникли не у нас и не по нашей вине. Это очевидно, с этим никто не спорит. Но затронули практически всех, в том числе и Россию. По оценкам экспертов, в этом году глобальная экономика в первые после второй мировой войны продемонстрирует отрицательные темпы роста. В четвертом квартале прошлого года ВВП США, например, сократился более чем на 6 % в годовом исчислении. Японии – на 12, Германии – на 8,2. Безработица практически везде подбирается к отметке 8 %. Уже зашкаливает за 8 и в еврозоне, и в США точно уже 8,5.

Глубочайший спад переживают практически все отрасли мировой экономики. Где- то наши дела идут лучше, где-то хуже. Но в целом ситуация в российской экономике принципиально не отличается от мировых тенденций. Вместе с тем кризис обострил и наши известные проблемы. Зависимость от внешней конъюнктуры, слабую диверсификацию, дефицит так называемых «длинных денег». Мы были вынуждены парировать сразу два удара. Первый – собственный финансовый кризис, который вызвал отток капитала, потому что сами западные экономики столкнулись с дефицитом ликвидности и деньги просто туда уводили. Да и спекулятивный капитал начал уходить с нашего рынка. И свертывание внешних источников кредитования. И второй удар – это резкое падение спроса и цен на традиционные товары нашего экспорта. А значит – сокращение доходов в бюджет. Однако представьте себе, что могло бы произойти, если бы Россия вошла в период экономических неурядиц такой, какой она была еще несколько лет назад. Обремененной огромным внешним долгом, с тромбами неплатежей, систематическими и массовыми задержками выплат заработных плат, пенсий, пособий, с веерным отключением электроэнергии.

Да, и сегодня к качеству наших рыночных и социальных институтов можно и нужно предъявлять справедливые претензии. Но что несомненно показал кризис, это то, что они, эти институты, все-таки работают. Проявляют устойчивость и способность противостоять разрушительным тенденциям. Именно это обстоятельство наряду с уверенностью в своих силах позволяет нам рассчитывать на успех. Причем даже в большей степени, чем накопленные финансовые ресурсы.

Теперь, собственно, об итогах 2008 года. Несмотря на снижение темпов в 4 квартале, ВВП страны вырос на 5,6 %. Рост промышленного производства составил 2,1 %. Более чем 10-процентный рост продемонстрировало сельское хозяйство. Инвестиции выросли на 9,8 %, а производительность труда – на 5 %. В прошлом году на 10,3 % увеличилась реальная заработная плата. Почти в два раза повышен минимальный размер оплаты труда. Было построено 64 миллиона квадратных метров жилья. Это лучший показатель за всю историю новейшей России. Как показывают встречи в регионах, хороший отклик встретили и программы фонда реформирования ЖКХ по расселению аварийного и ветхого жилья, ремонту многоквартирных домов. Благодаря им, этим программам, более 120 тысяч человек уже получили или получают в самое ближайшее время новые квартиры. А в целом улучшат условия своей жизни 7 миллионов граждан России по этим программам. Не менее важно и то, что значительно ускорились преобразования в коммунальной сфере. Добавлю, что работа фонда реформирования ЖКХ останется одним из важнейших приоритетов в деятельности правительства. В сфере образования выполнены практически все задачи нацпроекта. Идет внедрение современных программ обучения. Во время встреч с депутатами Госдумы высказывались предложения сделать такую работу более прозрачной, привлечь общественность. И думаю, что это абсолютно правильно. Так и будем делать.

Улучшена материально-техническая база десятков тысяч школ, техникумов, вузов. Число компьютеров в школах выросло более чем в три раза. И теперь наши школьники обеспечены им не хуже, чем их сверстники во многих европейских странах. В целом 2008 год стал прорывным для распространения Интернета в России. Регулярный доступ к сети имеет уже треть населения страны, 50 миллионов человек. В 2008 году, объявленном Годом семьи, у нас родился 1717 тысяч детей. Самый высокий показатель с начала 90-х годов. (Аплодисменты).

Ожидаемая продолжительность жизни достигла почти 68 лет. То есть, за последние 5 лет она выросла на три года. Это значит, что само качество жизни в России меняется в лучшую сторону. И это значит, что те средства, которые мы применяем для решения этой задачи, они правильные, мы цели достигаем. И, конечно, свою роль сыграли инвестиции в здравоохранении и физическую культуру, в повышение доступности высокотехнологичной медпомощи, в программы диспансеризации и вакцинации населения, в защиту здоровья матери и новорожденных, в развитие сети спортивных сооружений. Спорт стал неотъемлемой частью жизни 22 миллионов граждан страны. Как минимум, необходимо удвоить это число. А все школьники страны должны получить возможность систематических бесплатных занятий спортом. За счет более эффективной медпомощи при ДТП почти на 8 процентов снизилась смертность от дорожных травм. ЗА этой цифрой более 2 тысяч жизней спасенных. Мы не только увеличили госвложения в социальную сферу, но и создавали условия для притока сюда частных инвестиций, в том числе освободили от налогов значительную часть расходов руководителей на медицинское обслуживание работников, на их образование, улучшение жилищных условий и формирование пенсионных накоплений.

Рассчитываем, что несмотря на кризис, ответственные предприниматели найдут возможность сохранить социальные программы для своих коллективов. В прошлом году были также снижены налоги на инвестиции предприятий  в НИОКРы, технологическое обновление производств. Впервые в новейшей истории России принята программа фундаментальных научных исследований Российской академии наук и других государственных академий. Продолжилась реализация масштабных инфраструктурных и инновационных программ. Построено 2300 автомобильных дорог, завершен ключевой этап реформирования электроэнергетики. И обращу я ваше внимание – переход к новому устройству энергетического хозяйства прошел без единого сбоя. Одновременно наметилось снижение энергоемкости российских предприятий на 5 процентов за прошлый год. Это значит, что наша экономика становится менее затратной, а, значит, более конкурентоспособной. Практически по всем стратегическим ресурсам – нефти, газу, золоту, металлам, обеспечено полное воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Вы помните, несколько лет назад мы еще говорили о том, что добываем гораздо больше, чем разведываем. Ситуация изменилась. Причем, на 1 рубль государственных средств, вложенных в разведку недр, пришлось 8 рублей частных инвестиций. В 2008 году начата промышленная добыча нефти на месторождениях Восточно-Сибирской нефтяной провинции. Запущен в эксплуатацию первый участок нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Пока в реверсном режиме, но сейчас вот только что мне докладывал руководитель «Транснефти», буквально через несколько недель уже будет полностью завершен этап выхода к китайской границе и поедем дальше к Тихому океану. В 2008 году начата промышленная добыча, как я уже сказал, нефти на новых месторождениях.

Мы работали по продвижению новых маршрутов транспортировки углеводородов, таких, как «Северный поток», «Южный поток», Прикаспийский газопровод, нефтепровод Бургас-Александрополис. Безусловно, не все в мире заинтересованы в том, чтобы они стали реальностью, чтобы у России было больше возможностей для экспорта. Но мы уверены, что эти проекты экономически обоснованы, отвечают строгим экологическим стандартам и служат укреплению глобальной энергетической безопасности. Будем их осуществлять и дальше. В этой связи хочу еще раз подчеркнуть – попытки исключить Россию из процесса принятия решений глобального характера, тем более, в сфере энергетики, игнорирования ее законных интересов, контрпродуктивны. (Аплодисменты)

Что касается внешнеэкономического сотрудничества, то практически  завершено формирование правовых основ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Причем, я думаю, что запустить работу таможенного союза мы сможем уже на год раньше, уже в 2010 году. И наши партнеры тоже поддерживают ускорение этой работы. Важнейшей конституционной обязанностью правительства является обеспечение обороноспособности страны и безопасности ее граждан. В текущем году расходы на национальную оборону вырастут, по сравнению с 2008 годом, на 15 процентов. Особое внимание планируется уделить масштабному перевооружению армии и укреплению ее кадрового потенциала.

Подробнее я остановлюсь на социальных гарантиях военнослужащих и членов их семей. Год назад в городе Жуковском, недалеко от Москвы, многие помнят, наверное, на встрече с летчиками и выпускниками летных училищ я говорил о необходимости изменить систему оплаты в вооруженных силах. И прежде всего существенно поднять денежное довольствие военнослужащих, которые вносят наибольший вклад в укрепление национальной безопасности, стоят на боевых постах, на ключевых, особо важных или особо опасных направлениях. Подразделения ПВО, ракетных войск стратегического назначения, авиации, космических войск, на флоте, в частях постоянной готовности.

С января 2009 года такой механизм материального стимулирования офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности, заработал. На эти цели в ближайшие три года предусмотрено 100 млрд. рублей. Денежные выплаты в размере от 35 до 150 тысяч рублей в месяц уже получают 34 тысячи офицеров – от взводного до командира атомной подводной лодки. Понятно, что это только первый шаг. Считаю, что к 2012 году на новую систему денежного довольствия должны быть переведены все военнослужащие вооруженных сил. Взводный будет получать где-то 50 тысяч. Уже сейчас некоторые получают эту цифру. Я уже сказал, 34 тысячи человек. И, конечно же, мы продолжим работу по решению жилищных проблем военнослужащих. В прошлом году для них было построено или приобретено более 22 тысяч квартир. План на текущий год – 45 тысяч квартир. Значит, в прошлом году было 22, в этом году будет 45 тысяч – в два раза, больше, чем в два раза увеличение. Это значит, что уже в конце следующего 2010 года военнослужащие Минобороны и граждане, уволенные с военной службы, будут полностью обеспечены постоянным жильем. (Аплодисменты). Ну, знаете насколько это важно и как долго мы идем к решению этой задачи. А к концу 2012 году сформирован будет служебный фонд вооруженных сил. По другим силовым ведомствам эта задача, или эти задачи, будут выполнены, соответственно, в 2011-2013 годах.
Президент обещал ветеранам Великой Отечественной войны к 1 мая 2010 года  обеспечить их жильем. И хочу вам сказать, что такая задача, безусловно, будем исполнена. К 1 мая 2010 года нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны полностью получат жилье. Эту задачу мы, безусловно, выполним. Добавлю, что наше обязательство предоставить им автотранспорт или, по выбору денежной компенсации, уже исполнено. (Аплодисменты).

Уважаемые коллеги, большую часть своего выступления я, конечно, хотел бы посвятить анализу текущей ситуации. И потому на какие рубежи мы должны выйти в среднесрочной перспективе. Начну с оперативных мер правительства, принятых во второй половине 2008 года. Они были призваны защитить граждан и экономику от кризисного шока, сохранить жизнеспособность нашей финансовой системы. Вы знаете, что до 700 тысяч рублей были повышены страховые суммы по вкладам граждан в банках. Выделены средства на санацию проблемных финансовых учреждений и пополнение банковских капиталов через субординированные кредиты. Кроме того, правительство поддержало усилия Центрального банка страны по восстановлению ликвидности кредитных учреждений.

Поддержка банков была нужна, в том числе, а, может быть, даже и в первую очередь, для того, чтобы сохранить сбережения граждан России в наших банковских учреждениях, не допустить паралича расчетов между предприятиями. И обе эти задачи выполнены. Угроза развала банковской системы отступила, а она стояла на пороге, была, к сожалению, вполне реальной. Более того, банки, получившие поддержку, за пять кризисных месяцев смогли более чем на 15 процентов увеличить объемы кредитования реального сектора. Дополнительно выдать кредитов более чем на 1 триллион рублей. Обращаю ваше внимание на то, что другие финансовые учреждения, которые такой поддержки со стороны правительства не получили, тоже увеличили объем кредитования, но только на 7 процентов. В среднем получается 9 процентов. Напомню, что в позапрошлом году темпы роста кредитов составили в нашей стране рекордную цифру – это было более 50 процентов, 54, по-моему. В прошлом году 34. Но хочу вам сказать, уважаемые депутаты государственной думы, что это вообще беспрецедентная вещь в экономике мировой. Самыми большими темпами кредиты растут в Китае. Но там 19 всего процентов. А в нормальной экономике это как раз и есть 7-9. Вот мы подошли сейчас к этому рубежу. Хочу подчеркнуть, что государство при этом никому ничего не подарило. Частные банки получили от ЦБ и фонда национального благосостояния кредиты, которые должны будут возвратить.

Далее. В условиях оттока капитала и снижения экспортных доходов нужно было защитить национальную валюту, отбить атаки на рубль. Неуправляемую девальвацию удалось предотвратить. Снижение курса национальной валюты, неизбежное в сложившихся условиях, как мы и обещали, было плавным. Что позволило экономике и гражданам адаптироваться к новым реалиям. Кроме того, текущий курс национальной валюты, безусловно, улучшает конкурентные позиции российских производителей, как на внешнем, так и, что особенно важно, на внутреннем рынке. Многие из вас это хорошо знают.

Вот когда я посещал некоторые предприятия, говорил с рабочими, с руководителями, с менеджментом, вот так прямо и говорили. Вот три дня назад курс изменился, мы смогли дышать нормально, смогли реализовывать свою продукцию на внешнем рынке и на внутреннем. В интересах всей экономики были сокращены темпы роста тарифов. Вопросы валютного курса – это  исключительная, в соответствии с законом, прерогатива Центрального банка. Правительство находится с Банком России в постоянном контакте. Правительство и в дальнейшем будет предельно аккуратно подходить к вопросам индексации тарифов, о которых я уже упоминал. Вместе с тем, полное замораживание тарифов – это эффективное, но далеко не всегда эффективное решение. Я по ходу дела, уважаемые коллеги, буду отвечать и на те вопросы, которые поступили от фракций в письменном виде. Ответы на эти вопросы как бы заложены уже в самом выступлении. Вот один из вопросов как раз так и звучал – о замораживании тарифов. Повторяю, это внешне вроде бы и правильно, но на деле может привести к серьезным негативным последствиям.

Что такое полное замораживание тарифов, скажем, для РАО «РЖД»? Это просто непоступление доходов, а значит – сокращение ее инвестиционной программы. Что это означает на практике? На практике это означает, что РАО «РЖД» не закупит большее количество рельс, колесных пар, и так далее, и тому подобное. Это значит, что не получат заказы металлурги. И, в свою очередь, означает, что не нужен будет кокс. Вот так по всей цепочке все и опустится. Поэтому здесь нужно быть очень аккуратным и взвешенным. Мы и так сдержали рост тарифов. Но полностью закрыть их,  полностью обнулить, наверное, было бы все-таки ошибкой. Реальный выход в другом. Это создание конкурентной среды, внедрения энергосберегающих технологий, современных логистических схем.

И, конечно, когда мы говорим о тарифах, мы не должны забывать о повышении эффективности самих естественных монополий, их прозрачности для государства и всего общества. Еще одна антикризисная мера, о которой я хотел бы упомянуть, - уменьшение квот на иностранную рабочую силу. Это временная вынужденная мера, направленная на защиту нашего рынка труда. В новых условиях потребовались механизм оперативного реагирования. Были образованы комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, рабочие группы в ключевых федеральных министерствах и ведомствах, антикризисные штабы в регионах Российской Федерации. Налажен постоянный мониторинг ситуации на рынке труда и в регионах. Составлен список системообразующих предприятий. даже не один список, а два. Один в гражданской сфере, другой в оборонке. В результате мы имеем всю информацию и можем максимально быстро принимать необходимые решения.

Согласен с тем, что есть проблема исполнительской дисциплины. На заседания правительства в оперативном режиме мы регулярно рассматриваем отчеты федеральных органов власти о реализации антикризисных мер. И будем добиваться того, чтобы все решения проводились в жизнь неукоснительно и своевременно.
Какой же главный результат неотложных антикризисных мер? Удалось избежать худшего сценария развития событий. Насколько это возможно, удары кризиса были смягчены. Экономика доказала свою способность не просто выживать, но и развиваться в новых, менее благоприятных условиях. Вместе с тем 2009 год будет для нас очень трудным. Несколько дней назад в Государственную Думу поступил новый вариант бюджета. Опубликована правительственная программа антикризисных мер. В этих документах отражена наша позиция, наше понимание ответственной и сугубо реалистичной социально-экономической политики. В чем ее смысл? В том, чтобы обеспечить оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов. В том, чтобы не только обороняться, но и наступать, строить новую, более эффективную экономику. (Аплодисменты). То есть, мы должны не просто сохранить ключевые производства, но и ускорить переход экономики на путь инновационного развития. Не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее. Не только не допустить глубокого спада ВВП, но и усовершенствовать важнейшие рыночные институты. Не только гарантировать макроэкономическую стабильность, но и сделать нашу кредитно-финансовую систему более конкурентоспособной. Именно такая идеология и легла в основу нового варианта бюджета.

Подчеркну, и это очень важно, этот бюджет остается бюджетом развития. Назову его основные параметры. Доходы – 6,7 триллиона рублей, расходы – 9,7. Нетрудно посчитать: 3 миллиарда (сначала триллионы, потом миллиарды????)  у нас с вами дефицит. Он составит 7,4 % от ВВП. Но реально будет больше с так называемыми квазифискальными мерами, в основном – Центрального банка, где-то к 8 %, но я сейчас об этом скажу. На реализацию антикризисных мер предусмотрен 1400 миллиардов рублей, а в целом, с учетом эффекта от снижения налогов, средств Центрального банка, Фонда национального благосостояния и других источников, для борьбы с последствиями кризиса и восстановления экономики направляется огромная сумму – 3 триллиона.
Первый, безусловный наш приоритет – это выполнение обязательств перед гражданами. И подробнее об этом я чуть ниже скажу.

Но начну все же с проблем экономики. Потому что в конечном счете именно она дает ресурсы для активной политики социального развития. В последние годы благодаря инвестициям и внедрению инноваций возможности реального сектора страны самым серьезным образом выросли. Наша задача – сохранить и развить накопленный промышленный и технологический потенциал. Оказать помощь предприятиям, которые вложились в выпуск новой продукции, в повышение конкурентоспособности, а сегодня испытывают трудности с кредитованием, сталкиваются с временными трудностями на рынке со сбытом. Обращаю внимание, что расходы федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2009 году, прошу внимание, увеличиваются сразу на 70 %. И составят рекордную для нас сумму – 1733 миллиарда рублей. В 2008 году это был триллион. На госгарантии по кредитам, дополнительную капитализацию компаний и поддержку экспорта направляется 500 миллиардов.

Однако помощь государства не будет подменять ответственность самого бизнеса. право на получение поддержки получат лишь те, кто самостоятельно способен привлекать ресурсы, обслуживать долги, реализовывать программы реструктуризации. Вкладывать средства в спасение заведомо неперспективных производств мы не можем. Это значило бы консервировать вчерашний день российской экономики. Разбазаривать деньги налогоплательщиков.

Конечно, всем нам хочется делать что-то хорошее, всем хочется быть добрыми и даже добренькими. Но эта «доброта» может обернуться серьезными негативными последствиями. Она противоречит общенациональным интересам. Поэтому я обязан сказать, что если свертывание или реструктуризация производства неизбежны, то в этом случае помощь должна оказываться не предприятиям, не их собственникам, не владельцам, тем более, если они вовремя чего-то не сделали или пожадничали реструктурировать свое производство либо провести необходимое технологическое обновление. Помощь в этом случае должна оказываться напрямую гражданам. Нужно обеспечить неукоснительное соблюдение их прав в процессе сокращений. Как можно быстрее помочь найти новую работу, повысить квалификацию или получить новую профессию. Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Корпорация «МИГ», например, уже получила 15 миллиардов рублей. Центр имени Хруничева – 8 миллиардов. Возможно решение и по другим компаниям. Прежде всего, конечно, по тем, перед которыми у государства есть прямая ответственность, и это прежде всего оборонно-промышленный комплекс. Всего на поддержку промышленности выделяется 70 миллиардов рублей, а с учетом гарантий по кредитам – 170 миллиардов.

Мы серьезно ослабили фискальную нагрузку на экономику, как в целом, так и по ключевым отраслям. Вы знаете, была увеличена амортизационная премия с 10 до 30 %. Снижен налог на прибыль с 24 до 20, введен новый, менее обременительный порядок НДС. Не вперед, а по факту. Субъекты федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес – с 15 до 5 %. Уменьшение экспортных пошлин позволило нефтяным компаниям сохранить рентабельность добычи. Основной эффект от снижения налогов мы рассчитываем в этом, в текущем, в 2009 году. по нашим оценкам, в экономике дополнительно останется порядка 600 миллиардов рублей. Мы с вами понимаем, что эти деньги бюджет недополучит, но мы идем на это сознательно. Правительство и дальше будет заниматься вопросами оптимизации налоговой нагрузки. И эти шаги должны быть максимально взвешенными.
И теперь несколько слов об одном из вопросов. Это о возможном переходе на дифференцированную ставку подоходного налога. Сегодня это у нас плоская шкала – 13 % налог с физических лиц. И часто и в моих встречах, в трудовых коллективах я слышу эти вопросы. Недавно встречался с руководителями первичных профсоюзных организаций, то же самое. И от фракций поступают такие же вопросы. Давайте посмотрим на это по-внимательному и по-серьезному. Конечно, тоже, на первый взгляд, это не очень справедливо. Те, кто получают большую зарплату, платят 13 %, и те, у кого маленький доход, тоже 13 %. Где же социальная справедливость? Вроде бы, действительно, надо бы изменить. Но у нас уже была дифференцированная ставка. И что было? Все платили с минимальной заработной платы, а разницу получали в конвертах. Между тем, когда мы ввели плоскую шкалу, поступления по этому налогу за 8 лет возросли, прошу внимание, в 12 раз. В 12 раз! И сегодня эти доходы бюджета превышают сборы по НДС. Эффект абсолютно очевидный. Что может получиться, если мы вернемся к дифференцированной ставке? Думаю, что будет, к сожалению, стыдно, может быть, об этом говорить, потому что мы с вами не можем администрировать должным образом, но скорее всего – будет то же самое. Опять никакой справедливости социальной не будет, реально те, кто получал меньше денег, так и будут получать и будут платить минимальную ставку.

Но те, кто получают сегодня высокую заработную плату, будет ее часть получать в конвертах. И тоже никакой справедливости не будет. Но и это еще не все. Пенсии не будут получать люди. Потому что не будут формироваться их пенсионные права. я не говорю, что мы никогда этого не сделаем. Но просто я обращаю ваше внимание на то, что это непростая проблема, и нужно просто внимательно к этому отнестись. А весь мир нам завидует. Вы говорите – весь мир. Они нам завидуют, я вам точно говорю, я знаю, что я говорю. (Аплодисменты). Поэтому давайте будем помнить одну известную хорошую у нас поговорку: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Но это не значит, что мы вечно заморозим. Повторяю еще раз, будем внимательно анализировать, смотреть и вместе с вами примем это решение. Но без спешки.

Что касается земельного налога на личные подворья и дачные участки. Мы считаем, что этот вопрос должны решать муниципалитеты. Потому что это их доходный источник. Можно, конечно, лишить их этого источника. Но тогда надо подумать, что им дать взамен. Давайте вместе с ними подумаем. За них не надо решать.
Следующий приоритет – это активизация внутреннего спроса. Правительство будет делать все возможное, чтобы компенсировать сжатие рынков, поддержать отечественных производителей. И одновременно создать инфраструктурный и технологический задел для будущего развития. Так, по сравнению с 2008 годом, более чем на 100 миллиардов рублей увеличатся ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры. Они составят 560 миллиардов рублей, в том числе на автодороги мы направим 312 миллиардов рублей. Тогда как в 2008 году на эти цели было выделено 294 миллиарда. Как видите, рост есть и здесь.

Начнется реализация ряда новых программ. В качестве примера назову проект по обновлению пассажирского и коммунального транспорта, а также автомобильного парка силовых структур. На эти цели с учетом регионального софинансирования дополнительно выделяется 42,5 миллиарда рублей. Собственно говоря, это направлено прежде всего на то, чтобы поддержать наших отечественных производителей. Это, я вам напомню, 12,5 миллиардов – ведомствам, МЧС, Минобороны, МВД на закупку специального транспорта. 20 миллиардов рублей из федерального бюджета на решение таких же вопросов в регионах. И они же обещали добавить сюда еще 10. получается 42,5 миллиарда.

Мы отдаем себе отчет в том, что будет непросто удержать набранные темы жилищного строительства. Но все же считаем, что эта отрасль может стать одним из локомотивов, который потянет за собой всю экономику. В 2009 году за счет федеральных и региональных бюджетов, средств фонда ЖКХ, агентства по ипотечному кредитованию на стимулирование строительства и другие жилищные программы будет израсходована беспрецедентная сумма – 440 миллиардов рублей. В 2008 году это было 249. Представляете, разница какая, почти в два раза больше, чем год назад. Эти деньги эквивалентны стоимости, хочу это подчеркнуть, стоимости одной трети всего жилищного рынка в стране. Но я знаю, что и депутаты ставили вопрос, и у нас в правительстве очень бурно обсуждалась и проблема, и изыскивались возможности для изыскания дополнительных ресурсов по отрасли жилищного строительства. Хочу вам доложить, сейчас мы практически решили вопрос об еще одной дополнительной капитализации агентства по ипотечному жилищному кредитованию в объеме 20 миллиардов рублей. И помимо этого, о предоставлении этому агентству кредита в объеме 40 млрд. рублей и средств, предназначенных на поддержку банковской системы. 60 млрд. рублей, почти 2 млрд. долларов дополнительно – очень приличные деньги.

Естественно, за счет всех этих средств, объем которых в общей сложности достигнет полтриллиона рублей, мы не только поддержим стройиндустрию, но и продвинем решение жилищных проблем граждан. Отдельно хотел бы остановиться на перспективах крупнейшего инфраструктурного проекта – подготовке к проведению Зимних Олимпийских игр. Уже сейчас на стройках в Сочи работают свыше 7,5 тысяч человек. А в ближайшее время их число увеличится в несколько раз. Подготовка к Олимпиаде обеспечит массовый заказ на стройматериалы, машины, оборудование, инженерные и проектные услуги. Такой же позитивные эффект и организация саммита АТЭС во Владивостоке и Всемирная Летняя олимпиада студенческая в Казани, Универсиаде.

Вместе с тем, за счет бюджета, хочу это подчеркнуть, и наверняка вы это понимаете, невозможно полностью решить проблемы низкого спроса в экономике. Поэтому основной акцент в антикризисной политике должен быть сделан не на прямой госзказ, а на восстановление деловой активности. Через что? Через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга в поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате мы должны получить реальную, а не искусственную структуру внутреннего спроса, которая станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики.

Четвертый приоритет – это стимулирование инноваций и структурная перестройка реального сектора.  Наша промышленность должна выйти из кризиса более сильной и современной. Сейчас многие обращаются к государству с просьбой о поддержке. И, конечно, мы идем навстречу. Но при этом намерены использовать имеющиеся рычаги для повышения конкурентоспособности компании. Провозгласить и реализовать на практике лозунг – помощь в обмен на эффективность. На каждом предприятии - получателе государственных средств должна быть подготовлена программа – а) – повышение производительности труда, б) – использование энергосберегающих технологий и в) – инновационного развития. В скорректированном бюджете сохранены расходы на развитие таких ключевых отраслей, как авиа- и судостроение, космос, атомная и радиоэлектронная промышленность. (Аплодисменты). Принято решение освободить от уплаты НДС импорт оборудования, аналоги которого у нас не производятся. Вместе с предоставлением госгарантий по кредитам, эта мера позволит предприятиям продолжить программу технологического обновления.

Пятый приоритет – это создание благоприятных условий для экономического подъема. Прежде всего, за счет совершенствования важнейших рыночных институтов. Снятие необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности. Уже отменены явно избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю за предпринимательской деятельностью. Будет сокращен перечень товаров и услуг, принадлежащих  обязательной сертификации. Уже принятые законодательные решения вводят с 1 июля текущего года серьезные ограничения на разного рода проверки. Правда, я вот посмотрел, почему только с 1 июля, - непонятно. Видимо, какое-то объяснение есть, но посмотрим, может быть, можно ускорить это?

По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела. Правительство приняло программу развития конкуренции. Мы внесли в Государственную думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования. Знаете, я вот придаю этому очень большое значение. Мы готовили эти изменения годами. Встречая сопротивление на каждом этапе подготовки. А оно у нас чрезмерно либеральное, неэффективное. Во многих странах с развитой экономикой предусмотрено уголовное наказание за нарушение антимонопольного законодательства. В нашем предложении существенно ужесточаются санкции.

Прошу не откладывать принятие этого закона. Был также поставлен вопрос и о судьбе закона о торговле в ходе дискуссий по обсуждению антикризисных мер. Акт, безусловно, важный. Главное, чтобы наши решения не привели к избыточному администрированию, с которыми мы последовательно пытаемся бороться и о чем я только что говорил. А также не привели бы к снижению инвестиционной активности в жизненно важных отраслях. Давайте подумаем и внимательно посмотрим. Я знаю, ч

Бжезинский "Шахматная доска" скачать

Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:



Ochre FixSim_112007